Вестник Санкт-петербургского университета МВД России. – 2003, №1 (17).

 

Двухсторонние договоры   как источник международно-правового регулирования иностранных инвестиций.

(А.Н. Кузбагаров, С.Б. Немченко)

 

Согласно доктрине международного частного права его источниками, в отличие от права публичного, могут быть не только международные договоры, но и внутреннее законодательство страны[1]. В связи с этим, традиционно выделяют международно-правовое и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций[2]. Основу международно-правового регулирования составляют международные договоры, национально-правового – внутреннее законодательство страны, принимающей инвестиции. 

Что касается классификации международных договоров в сфере иностранных инвестиций, то здесь практически не существует спорных моментов. Но небольшие разногласия всё же существуют. Профессор М.М. Богуславский и профессор Г.К. Дмитриева по кругу участников выделяют многосторонние, двухсторонние и региональные договоры. Д.К. Лабин подразделяет международные договоры на универсальные, региональные и двухсторонние. На взгляд автора, наиболее точную классификацию дают Н.Г. Доронина и В.В. Гаврилов. С их точки зрения, все международные договоры в сфере иностранных инвестиций первоначально можно классифицировать  по  кругу участников на многосторонние и двухсторонние. Многосторонние подразделяются на универсальные  и региональные[3].

Н.Г. Доронина, анализируя международные договоры в этой сфере, указывает, что по характеру направленности правового регулирования их также можно классифицировать как  направленные на защиту иностранных инвестиций и обязывающие государства-участников применять меры государственного  регулирования иностранных инвестиций[4], т.е. регулирующие и защищающие иностранные инвестиции. По её мнению, к регулирующим относится Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу 24.06.94 г.). К защищающим  относятся Сеульская и Вашингтонская конвенции, а также двухсторонние договоры о защите инвестиций, которые в настоящее время допускают обращение к созданным, на основании Дополнительного протокола к Вашингтонской конвенции, средствам защиты прав иностранных инвесторов.

В качестве многосторонних выступают соглашения между многочисленными субъектами международного права, регулирующие вопросы связанные с иностранными инвестициями, а также соглашения по созданию соответствующих международных организаций. К универсальным (т.е. рассчитанным на «универсальное» применение в рамках всего мирового сообщества) можно отнести Сеульскую Конвенцию об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.) и Вашингтонскую Конвенцию о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства (Вашингтон, 1965 г.). Две эти конвенции в настоящее время являются единственными действующими универсальными многосторонними соглашениями в области защиты иностранных инвестиций. В каждой из них участвует около 100 государств, что показывает большую заинтересованность стран в решении проблемы защиты иностранных инвестиций и о значительной эффективности положений этих конвенций. К региональным (т.е. рассчитанным не на всеобщее, а на ограниченное  применение в рамках определённого сообщества) относятся, подписанные между странами СНГ, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашгабат, 1993 г.) и  Конвенция о защите прав инвестора (Москва, 1997 г.), а также соглашения об учреждении экономических союзов государств (например ЕС).

К двухсторонним международным договорам относятся соглашения между государствами, а также между государствами и международными организациями[5], регулирующие вопросы связанные с иностранными инвестициями. В большей части это многочисленные соглашения о поощрении, содействии и взаимной защите капиталовложений (инвестиций), которые заключила Россия с другими государствами. Некоторые исследователи относят к двухсторонним договорам также торговые договоры[6] и соглашения по устранению двойного налогообложения[7]. На взгляд автора, подобные договоры нельзя с полной уверенностью отнести к источникам двухстороннего меджународно-правового регулирования иностранных инвестиций. Так как предметом регулирования первых являются вопросы, связанные с определением общих правовых основ для развития всякого вида экономических отношений, с признанием юридических лиц договаривающихся сторон и обязанностью исполнять арбитражные решения по спорам между организациями сторон[8];  вторых – вопросы упорядочивания взаимоотношений участников международных экономических связей с налоговыми органами стран-участниц, сокращения объёма налоговых отчислений, либо освобождение от их уплаты. Таким образом, данные соглашения не регулируют иностранные капиталовложения, а лишь косвенно затрагивают их, в силу своей причастности к регулированию международных экономических отношений[9].

По мнению автора, необходимо более детально исследовать  двухсторонние договоры, в качестве источника международно-правового регулирования иностранных инвестиций. И.А. Вдовин отмечал, что подобные договоры представляют собой специальные межгосударственные правовые акты, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с инвестированием иностранного частного капитала[10]. Двухсторонний договор – договор международный. В соответствии с положениями Венских конвенций о праве международных договоров от 1969 г. и праве международных договоров между государствами и международными организациями от 1986 г., под международным договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключённое государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[11]. Двухсторонний договор – договор нормативный. Поэтому в соответствии с определением, которое даёт общая теория государства и права[12], а также  определением, содержащемся в Венских конвенциях, под двухсторонним  договором следует понимать соглашение заключённое между двумя субъектами международного права, в письменной форме, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с инвестированием иностранного частного капитала.

Как справедливо отметил В.В. Гаврилов двухсторонние договоры имеют свои преимущества и недостатки перед многосторонними договорами. Преимущество состоит в возможности лучшего сбалансирования интересов сторон в текстах соглашений, а недостаток – в создании дифференцированного режима правового регулирования двухсторонних отношений государств в одной и той же области[13]. Двухсторонние договоры, являясь наиболее гибким инструментом регулирования межгосударственных инвестиционных соглашений, способны оказывать непосредственное регулирующее воздействие на субъектов этих отношений, компенсируя, таким образом недостаток незавершённости и нестабильности российского инвестиционного законодательства.

Их актуальность определяется важностью содержащихся  в соглашениях гарантий от некоммерческих рисков, которые государства взаимно предоставляют инвесторам друг друга. Подобные гарантии включают в себя: гарантии от национализации; гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмом и другие[14]. Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы государство предоставляло надлежащую защиту и обеспечивало безопасность его капиталовложений. И их наличие рассматривается как стремление принимающего государства обеспечить максимальную сохранность иностранной собственности и не  принимать мер по её принудительному изъятию[15]. Таким образом, заключая двухсторонние соглашения в сфере иностранных инвестиций, государство может претендовать на роль более надёжного партнёра.

И.З. Фархутдинов, исследуя вопросы иностранных инвестиций, наиболее точно указал цели двухсторонних соглашений в этой сфере:

1.     Создать благоприятный режим для инвестиций и связанной с ними деятельностью .

2.     Обеспечить надлежащую защиту иностранной собственности.

3.     Предоставить инвесторам возможность беспрепятственного перевода доходов, полученных от инвестиционной деятельности.

4.     Гарантировать рассмотрение споров в международном арбитраже[16].

Рассматривая двухсторонние договоры в сфере иностранных инвестиций, следует чётко отграничивать их от инвестиционных контрактов[17]. Они отличаются по своему субъектному составу. Двухсторонние договоры – это соглашения между равнозначными субъектами – государствами, инвестиционные контракты – это соглашение между субъектами с разным статусом (диагональные отношения), между государством и физическими, либо юридическими лицами. На взгляд автора, следует согласиться с точкой зрения, в соответствии с которой под инвестиционным контрактом понимается институт международного частного права, являющийся средством конкретизации и индивидуализации норм национального и международного права по регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом[18]. Наиболее распространёнными видами инвестиционных контрактов являются договоры о концессиях и договоры о разделе продукции. Сложность в определении правовой природы инвестиционных контрактов заключается в том, что статус у субъектов, вступающих в правоотношение разный: государства обладают суверенитетом и более универсальной правоспособностью, иностранные физические и юридические лица гражданской правоспособностью. В юридической науке существуют две концепции относительно правовой природы инвестиционных контрактов. Одни исследователи с цивилистической позиции  считают, что инвестиционные контракты являются разновидностью гражданско-правовых договоров (Л.А.Лунц, Н.Н.Вознесенская, Н.Г.Доронина), другие относят их к категории публично-правового характера – к административно-правовым актам (В.П.Мозолин, М.И.Кулагин)[19].

Ратификация двухсторонних договоров происходит в соответствии со статьями 104, 105, 106 и 107 Конституции РФ. Правительство, в соответствии со ст.114 Конституции РФ, подписывает двухсторонние договоры, затем вносит в Государственную Думу РФ проект федерального закона о их  ратификации.  Принятые Государственной Думой РФ, они передаются на рассмотрение Совета Федерации, а в случае принятия направляются  Президенту РФ для подписания и обнародования. После этого договор считается ратифицированным.

Россия участвует в двухсторонних договорах об иностранных инвестициях как правопреемница СССР. Она заключила большое количество двухсторонних договоров, начиная с 1989 года. Можно выделить три этапа в развитии межгосударственного сотрудничества в сфере защиты инвестиций: первый -  1989 – 1991 гг. (заключение двухсторонних соглашений от имени СССР); второй  -  1992 – 1993 гг. (РФ начинает заключать двухсторонние соглашения как самостоятельное государство); третий  -  с 1994 г. (начало унификации текстов заключаемых двухсторонних соглашений под влиянием типового проекта)[20].

На сегодняшний день Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения о защите инвестиций: с Финляндией (1989 г.)[21], Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г. –обмен письмами о продолжении применения соглашения), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.)[22], Грецией (1993 г.),  Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.) , Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.)[23], Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).

Подписаны, но не ратифицированы соглашения с США (1992 г.)[24], Польшей (1992 г.), Болгарией (1993 г.), Монголией (1995 г.), Эквадором (1996 г.), Хорватией (1996 г.), КНДР (1996 г.), Лаосом (1996 г.), Кипром (1997 г.),  Таджикистаном (1999 г.), Литвой (1999 г.), Словенией (2000 г.), Эфиопией (2000 г.), Таиландом (2002 г.), Йеменом (2002 г.).

Подписаны, ратифицированы, но не вступили в действие соглашения с  Ливаном (1997 г.), Филиппинами (1997 г.), Молдовой (1998 г.)[25].

Таким образом на сегодняшний момент Российская Федерация имеет действующие двухсторонние договоры об иностранных инвестициях с 36 государствами, ещё с 18 государствами[26] Россия подписала двухсторонние договоры, но пока не ратифицировала, либо они не вступили  в действие.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что двухсторонние договоры, наряду с многосторонними международными соглашениями, оказывают большое влияние  в области международно-правового регулирования иностранных инвестиций. Их цель – создание и поддержка благоприятных условий для капиталовложений инвесторов. Заключение двухсторонних договоров о защите иностранных инвестиций, является важной гарантией для иностранных инвесторов, вкладывающих свои средства в экономику нашей страны. Заключая двухсторонние договоры, Россия не только оказывает влияние на формирование более благоприятного инвестиционного климата, но и может претендовать на роль более надёжного партнёра.

 

 

 

                                                   



[1] Дело в том, что в этой сфере  правовому регулированию подвергаются гражданско-правовые отношения  (а не межгосударственные), субъектами которых выступают физические и юридические лица. См. Л.А. Лунц. Курс международного частного права: В 3 т. – М.:Спарк, 2002.С.63.

[2] Однако некоторые исследователи выделяют вместо двух три уровня правового регулирования: национальный, международный двусторонний и многосторонний (см. И.А. Вдовин. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер.д.ю.н., Спб., 2002.С288.), что на взгляд  авторов является неточным, поскольку основанием подобной классификации является уровень правового регулирования, который может быть либо международным, либо национальным. А уже международные договоры, по кругу участников, могут быть многосторонними и двухсторонними.

[3] Доронина Н.Г. Многосторонние международные договоры и российское законодательство об инвестициях // Журнал российского права. 2002. N 11. С.109.

[4] См. Доронина Н.Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях в РФ. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. С. 28.

[5] По мнению автора следует согласиться с точкой зрения  профессора Г.К. Дмитриевой, согласно которой к двухсторонним  договорам в сфере иностранных инвестиций  также следует относить соглашения с МБРР, ЕБРР, ЕС. См. Международное частное право. Учебник / под.ред. Г.К. Дмитриевой. – М.: «Проспект», 2000.С279.

[6] См. Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА, 2000.С.147.

[7] Что касается соглашений по устранению двойного налогообложения, то по этому поводу единой позиции нет, к примеру В.В. Гаврилов вообще не относит их к источникам международного частного права (См. Гаврилов В.В. Указ.соч.С.48), но указывает, что они оказывают значительное влияние на отношения, составляющие его предмет. Г.К. Дмитриева имеет другую точку зрения и относит подобные соглашения к  двухсторонним договорам в сфере иностранных инвестиций (См. Указ. соч. Г.К. Дмитриевой С.279.).

[8] См. Лунц Л.А.  Курс международного частного права: В 3 т. – М.: Спарк, 2002.С.92.;  М.М. Богуславский.  Международное частное право: Учебник.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 2000.С.50.

[9] С точки зрения автора,  рассматривая общественные отношения, связанные с иностранными инвестициями в качестве объекта правового регулирования – следует учитывать, что исследуемый объект не является однородным и оказывает влияние на развитие и других общественных отношений: связанных с собственностью, юридическими лицами, международной торговлей, налогообложением и т.д. Поэтому к двухсторонним международно-правовым договорам следует  отнести именно те соглашения, предметом регулирования которых, являются сами иностранные инвестиции.

[10] Вдовин И.А.  Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер. д.ю.н., Спб., 2002.С.288.

[11] См. Действующее международное право. Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. В трёх томах. М., 1996, Т.1.С.344.

[12] Основы теории государства и права. Учебник. – Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности./ Под общ.ред. Сальникова В.П., Ромашова Р.А.. Спб.: Фонд «Университет».2002.С.62.

[13] См. Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА, 2000.С.46.

[14] См. Богатырёв А.Г. Инвестиционное право. – М., 1992.С.168.

[15] Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2000.С.182.

[16] Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право, Издание Башкирского государственного университета. – Уфа., 2001.С.110.

[17] Комиссия международного права ООН в 1959 году установила, что соглашение, в котором только один из участников является государством, а другой физическим или юридическим лицом, не может считаться международным договором или международным соглашением.(См. Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА, 2000.С.154.)

[18] Богатырёв А.Г. Инвестиционное право.М., 1992.С.81.

[19] Более подробно о правовой природе инвестиционных контрактов см. Вдовин И.А.  Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер. д.ю.н., Спб., 2002.С.293-299.

[20] См. Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право, Издание Башкирского государственного университета. – Уфа., 2001.С.96.

[21] В 1996 г. был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение от 1989 г. Он был ратифицирован ФЗ от 30 марта 1999 г. N 58.

[22] Ратифицировано и действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992 года, Договор между РФ и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 года был  подписан, но не ратифицирован.

[23] Соглашение от 15 декабря 1997 г. было ратифицировано, ранее подписанное Соглашение с Турцией от 14 декабря 1990 г. было ратифицировано, но в действие не вступило.

[24] Имеется ввиду Договор между РФ и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 года.

[25] См. Соглашения о защите и поощрении капиталовложений: Сборник документов/Под ред. Ю.Ю. Берстнева. –М.: Юрид. лит., 2002.;  Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов. – М.: Юрид. лит., 1995.

[26] Автор причисляет США к странам, с которыми двухсторонние договоры подписаны и ратифицированы.

Hosted by uCoz