Цивилистические
записки: Вып. 8: Актуальные проблемы наследственного и международного частного
права / Под научн.редакцией В.А. Рыбакова, А.Я. Гришко. М.: Издательская группа
«Юрист», 2006. – 470 с. С. 56 – 60. 0,25 п.л.;
Журнал Юрист. – 2006. - № 12.
С.Б.
Немченко, кандидат юридических наук
Соглашение о разделе продукции – как
гражданско-правовой договор.
С момента принятия
первых законов, регулирующих иностранные инвестиции, отечественное
законодательство знало единственную форму привлечения иностранных инвестиций –
корпоративную. Несмотря на то, что договорные формы инвестирования давно
известны мировой практике, в нашей стране им не уделялось достаточно внимания. Инвестиционные
соглашения, являются одним из важнейших институтов международного экономического
сотрудничества, и как показывает мировая практика, наиболее эффективной и
обоюдовыгодной формой осуществления иностранных инвестиций в сферу разработки и
добычи минерального сырья[1].
Повышение внимания к договорным формам привлечения
иностранных инвестиций в России в последнее время обусловлено, на наш взгляд,
тем, что договор (соглашение) является надёжным и гибким средством закрепления
отношений между инвесторами и государством. Только договор может предоставить
сторонам наибольшие гарантии надлежащего исполнения принятых контрагентами
обязательств, защиту от необоснованного нарушения прав сторон по договору,
компенсацию убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением
обязательств.
Поскольку соглашение о разделе продукции (далее - СРП) является
относительно новой для нашей страны договорной формой регулирования отношений,
то необходимо более полное изучение и использование огромного, накопленного
мировым сообществом, опыта договорного сотрудничества в этой области. Только
СРП, уравнивающее права и обязанности государства и инвесторов, способно
создать гарантированно стабильные, взаимовыгодные условия привлечения
иностранных инвестиций.
Вопрос о правовой природе СРП по сей
день является дискуссионным и вызывает многочисленные споры. Это обусловлено,
по нашему мнению присутствием иностранного элемента в договоре, спецификой
диагональных отношений между сторонами, а также непоследовательностью государственной политики в сфере правового
регулирования недропользования, результатом которой стало искусственное внедрение в договорную форму
взаимоотношения государства с частным инвестором административно-властного
института - лицензии. Кроме того, дело осложняется тем, что указанное соглашение
одновременно является инвестиционным соглашением, договорной формой привлечения
иностранных инвестиций, регулируемой законодательством об иностранных
инвестициях, и договорной формой природопользования, регулируемой
законодательством природопользовании.
Этот факт определил комплексность правового регулирования данного института
(частноправовой характер взаимоотношений между инвесторами в сочетании с
публично-правовым характером отношений природопользования) и определённую сложность в его
правопонимании.
Традиционно
дискуссия разворачивается по вопросу отнесения СРП к сфере либо административного
права, либо гражданского, либо к своеобразному комплексному (гибридному) институту, соединяющем в
себе административно-властные и цивилистические элементы.
В последние годы на страницах юридической периодики
часто появляются статьи, в которых авторы пытаются ответить на этот сложный
вопрос. Актуальность его рассмотрения лежит не только в теоретической, но и
практической плоскости. Чёткое определение правовой природы СРП является
необходимым для совершенствования системы правового регулирования отношений
недропользования, в частности устранения коллизий действующего законодательства
и разработки нового. Практическое значение рассмотрения этого вопроса нам
видится в следующем: эффективность и правильность применения норм об
ответственности за нарушение договорных обязательств в первую очередь зависит
от верного определения правовой природы договора. В отношении традиционных
гражданско-правовых договоров не ставиться вопрос о выяснении их правовой
природы уже потому, что она определена многолетней теорией и практикой. Но
этого нельзя сказать о СРП.
По нашему мнению можно
привести следующие аргументы в пользу гражданско-правовой природы СРП:
1. Сама
по себе конструкция договора имеет гражданско-правовую концепцию,
поскольку основной, конституирующий признак договора - это результат
достигнутого контрагентами согласия.
2. Невзирая на участие в
обороте государства отношения лежат в частно-правовой
плоскости, поскольку строятся на основе договора, предопределяющего
взаимные права и обязанности, порядок и условия ответственности контрагентов по договору[2].
Государство и инвестор выступают в
обороте именно как субъекты частноправовых отношений. Закрепление в СРП публичных норм не меняет природу соглашения
ни на публичную, ни на комплексную
(гибридную)[3]
- СРП остаётся гражданско-правовым договором.
3. Основанием
возникновения правоотношения является именно достижение соглашения, а не
властно-административный акт государства - лицензия. Законодатель
закрепил приоритет соглашения как юридического факта перед фактом выдачи
лицензии, причём в схеме СРП носящей, на наш взгляд, именно удостоверительный
характер. Поэтому наличие лицензии как властного акта, служащего основанием
возникновения правоотношения,
не может служить достаточным аргументом в признании
публично-правовой природы СРП.
4. СРП
присущ признак возмездности, как и большинству гражданско-правовых договоров.
5. Предусмотрена
возможность передачи инвестором своих прав и обязанностей по соглашению, происходящая
в рамках норм гражданского права.
6. Предусмотрена
возможность инвестора использовать принадлежащее ему имущество и имущественные права в
качестве залога, при этом данные отношения регулируется, естественно,
гражданско-правовыми нормами.
7. У государства
отсутствует возможность изменять условия СРП в одностороннем порядке без обращения
в суд, что, в частности, характерно для лицензионного природопользования, где
государство имеет право приостановить и отозвать лицензию.
8. Контрагенты по
СРП несут гражданско-правовую ответственность за неисполнение либо ненадлежащее
исполнение условий соглашения. Возможно применение всех мер гражданско-правовой
ответственности: возмещения убытков, уплаты неустойки и процентов,
предусмотренных ст. 395 ГК России.
9. Споры между
государством и инвестором разрешаются в судебном порядке, а не в
административном, что ещё раз подчёркивает гражданско-правовой характер СРП.
Следует отметить, что по общему правилу отношения природопользования в
России регулируются нормами административного права,
но уже долгое время предпринимаются попытки формирования гражданско-правовых
конструкций в сфере правового регулирования природопользования. Таким образом, можно констатировать, что законодатель ввёл
параллельно с административной системой гражданско-правовую на основе договора - СРП. Т.е. согласимся, что правовое регулирование данного
института носит отчасти комплексный характер (поскольку присутствуют налоговые
и таможенные отношения), но сам институт является частноправовым.
ГК России не предусматривает СРП как один из видов договоров, хотя это
ни в коем случае не может служить аргументом против признания его
гражданско-правовым договором. Проведённое авторами комплексное исследование показало, что
СРП содержит элементы различных договоров, причём в соглашении преобладают
элементы договоров подрядного типа. Подобный вывод можно сделать в результате
того, что основной юридический признак, характерный
для СРП, присущ договорам подряда[4].
Таким образом, авторами
предлагается рассматривать СРП в качестве смешанного гражданско-правового
договора подрядного типа.
[1] Ошенков А.Н. Регулирование инвестиционных соглашений
// Московский журнал международного права: Научно-теоретический и
информационно-практический журнал № 1. – М.: Междунаодные отношения, 2000. С.
140.
[2] См.
Международное коммерческое право: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Ф Попондопуло. - М.: Омега-Л,
2004. С. 277.
[3] См. Сенгуров К.К. Особенности договорных
отношений между государством и иностранными компаниями в сфере изысканий
нефти. Дисс. на соиск. уч. стен. канд. юр.
наук. 12.00.03. - М., 2001. С. 8, 31.
[4] Подробней об этом см. Немченко С.Б. Гражданско-правовая ответственность за нарушение соглашения о разделе продукции (СРП). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. 12.00.03. - СПб., 2005. С. 53 – 71.