Юшкарёв Илья Юрьевич

старший преподаватель Калининградского юридического института МВД России

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ДОГОВОРЫ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОМЫСЛЕНИЯ И НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

 

Серьезным достижением российского гражданского права стала разработка и нормативное закрепление целого ряда специальных юридических конструкций, опосредующих участие государства и иных публично-правовых образований в предпринимательской деятельности. Они представляют собой гражданско-правовые договоры, изначально сконструированные с учетом особенностей субъектного состава. В связи с этим большую актуальность приобретает достаточно дискуссионный пока вопрос о необходимости реализации государственных или публичных интересов в договорах с участием государства.

Некоторым вопросам, связанным с реализацией публичных или государственных интересов уже уделялось внимание представителями юридической науки. К ним можно отнести проблемы участия публичных образований в гражданских правоотношениях (материальных и процессуальных) [6, с.15], гражданско-правового статуса публичных образований [9, с.21], соотношения публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан [2, с.9], представления интересов казны Российской Федерации [3, с.18] и др.

По нашему мнению, важнейшими вопросами, на которые необходимо получить ответы, являются вопросы о том, в какой степени государство и иные публично-правовые образования (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) должны преследовать публичные интересы при участии в гражданско-правовых отношения, каково нормативное закрепление соответствующих целей деятельности публичных образований, в каких направлениях возможно и необходимо осуществлять реализацию публичного интереса.

Попытки постановки таких проблем и поиск путей их решения были осуществлены еще в дореволюционной российской юридической науке, законодательной и правоприменительной практике. В наибольшей степени это было характерно для таких гражданско-правовых договоров как казенные подряды и поставки. Вне зависимости от занимаемой позиции по вопросу самостоятельности казенных подрядов и поставок, практически всеми учеными поддерживалась мысль о том, что основной задачей разрабатываемого законодательства в этой сфере была реализация казенного или государственного интереса. Д.И.Мэйер, например,  упоминал о том, что кроме соблюдения условий, установленных законодательством для действительности договора, заключение его требует еще осмотрительности, соображения со стороны контрагента, «чтобы не быть вовлеченным в обман или не впасть в ошибку и не подвергнуться ущербу». Эти меры благоразумия, предосторожности законодательство и излагает, по его мнению, главным образом в Положении о казенных подрядах и поставках, делая их обязательными для органов казны, ибо сами они не только не имеют интереса охранять ее выгоды, но даже из личных, корыстных побуждений могут действовать прямо к ее ущербу [12, с.351]. В.А.Синайский отмечал, что касательно порядка заключения казенного подряда, в целях охраны казенных интересов, заключение договора обставлено целым рядом предосторожностей [13, с.412].

В современной литературе практически не отмечается, что необходимость реализации государством и иными публично-правовыми образованиями публичных интересов прямо не закрепляется ни в отечественном гражданском, ни в предпринимательском, ни в конституционном законодательстве. Хотя учеными и высказывается мысль о том, что ограничения гражданской правосубъектности государства, а так же иных публично-правовых образований, закрепляются Конституцией России [5, с.152]. А в зарубежном конституционном праве приоритеты и цели деятельности публично-правовых образований и представляющих из государственных органов, зачастую выделяются более четко. Так в соответствии с Конституцией Албании государство в рамках конституционных правомочий и имеющихся в его распоряжении средств, а так же во исполнение частных инициатив и обязательств нацелено, в том числе, на обеспечение работой при соответствующих условиях всего трудоспособного населения, обеспечение нуждающихся граждан жильем, самый высокий по возможности уровень здравоохранения, физического и умственного развития, создание соответствующей экологически здоровой среды для нынешних и будущих поколений (статья 59 Конституции Албании) [17, с.78].

Таким образом неосмысленными теоретически и не отраженными законодательно, по нашему мнению, остаются вопросы реализации публичных интересов в договорных отношениях. Во многом это объясняется тем, что в последнее время активно идет построение новых моделей договорных отношений, изначально сконструированных для участия в них государства и иных публично-правовых образований. Хотя при этом уже обращается внимание на некоторые важные аспекты этого вопроса, например на формирование теории административного договора на базе российского права (А.Демин) [7, с.22], защиту прав государства при заключении соглашений о разделе продукции (Р.А. Курбанов) [11, с.17]. Широкая дискуссия о реализации государственных интересов в природоресурсных отношениях развернулась в связи с принятием Закона о недрах в 1992 г. и Закона о соглашениях о разделе продукции в 1995 г. [1, с.16; 4, с.4; 8, с.29; 10, с.3; 14, с.10]. Новый виток научных дискуссий связан с принятием Закона о концессионных соглашениях [15, с.198] и Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [16, с.256]. Их реализация на практике ставит требующие доктринального разрешения вопросы о формах реализации публичных интересов в договорных отношениях в современной России.

Литература:

1.           Аверкин А. СРП: развитие правового механизма // Нефть и капитал, 1996, № 11, c.16.

2.           Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права", N 7, июль 2005 г.

3.           Булыгин Р. Представление интересов казны Российской Федерации по делам о возмещении вреда // Российская юстиция, N 11, ноябрь 2001 г.

4.           Гарипов В., Амиров И. Механизм государственного управления в СРП в России // Нефть, газ и право, 1999, № 2, c.4.

5.           Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред.. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.: Издательство ТЕИС, 1996.

6.           Грось Л.А.Участие публичных образований в гражданских правоотношениях - правовых и процессуальных // Журнал Российского права. № 9. 1999.

7.           Демин А.  Государственные контракты (Публично-правовой аспект) // Хозяйство и право, 1997, NN 8,9.

8.           Дунаев В., Гутман И., Перчик А. Юридические и экономические проблемы реализации нефтегазовых проектов на условиях СРП // Нефть, газ и право, 1999, №1, c.29.

9.           Карева Ю.В. Гражданско-правовой статус публичных образований // Юрист, № 5, 2003.

10.       Конопляник А. Развитие законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях действия Федерального закона "О СРП" // Нефть, газ и право, 1998, №1, c.3.

11.       Курбанов Р.А. защита прав государства при заключении соглашений о разделе продукции  // Российская юстиция, N 10, октябрь 2005 г.

12.       Мейер Д.И. Русское гражданское право. - Петроград, Типография "Двигатель", 1914 г.

13.       Синайский В.А. Русское гражданское право. Киев, 1914.

14.       Стругов А. Ведение переговоров при заключении соглашений о разделе продукции. Правовые основы // Нефть, газ и право, 1998, № 2, c.10.

15.       Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126.

16.       Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105.

17.       Конституции государств Европы. В 3-х т. Т.1. М., 2000.

 

 

Hosted by uCoz