Юшкарёв Илья Юрьевич
старший преподаватель
Калининградского юридического института МВД России
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ДОГОВОРЫ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОМЫСЛЕНИЯ И НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Серьезным достижением российского
гражданского права стала разработка и нормативное закрепление целого ряда
специальных юридических конструкций, опосредующих участие государства и иных
публично-правовых образований в предпринимательской деятельности. Они
представляют собой гражданско-правовые договоры, изначально сконструированные с
учетом особенностей субъектного состава. В связи с этим большую актуальность
приобретает достаточно дискуссионный пока вопрос о необходимости реализации
государственных или публичных интересов в договорах с участием государства.
Некоторым вопросам,
связанным с реализацией публичных или государственных интересов уже уделялось
внимание представителями юридической науки. К ним можно отнести проблемы
участия публичных образований в гражданских правоотношениях (материальных и
процессуальных) [6, с.15], гражданско-правового статуса публичных образований [9,
с.21], соотношения публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении
экологических прав граждан [2, с.9], представления интересов казны Российской
Федерации [3, с.18] и др.
По
нашему мнению, важнейшими вопросами, на которые необходимо получить ответы,
являются вопросы о том, в какой степени государство и иные публично-правовые
образования (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) должны
преследовать публичные интересы при участии в гражданско-правовых отношения,
каково нормативное закрепление соответствующих целей деятельности публичных
образований, в каких направлениях возможно и необходимо осуществлять реализацию
публичного интереса.
Попытки постановки таких
проблем и поиск путей их решения были осуществлены еще в дореволюционной российской
юридической науке, законодательной и правоприменительной практике. В наибольшей
степени это было характерно для таких гражданско-правовых договоров как
казенные подряды и поставки. Вне зависимости от занимаемой позиции по вопросу
самостоятельности казенных подрядов и поставок, практически всеми учеными
поддерживалась мысль о том, что основной задачей разрабатываемого
законодательства в этой сфере была реализация казенного или государственного
интереса. Д.И.Мэйер,
например, упоминал о том, что кроме
соблюдения условий, установленных законодательством для действительности
договора, заключение его требует еще осмотрительности, соображения со стороны
контрагента, «чтобы не быть вовлеченным в обман или не впасть в ошибку и не
подвергнуться ущербу». Эти меры благоразумия,
предосторожности законодательство и излагает, по его мнению, главным образом в
Положении о казенных подрядах и поставках, делая их обязательными для органов
казны, ибо сами они не только не имеют интереса охранять ее выгоды, но даже из
личных, корыстных побуждений могут действовать прямо к ее ущербу [12, с.351].
В.А.Синайский отмечал, что касательно порядка
заключения казенного подряда, в целях охраны казенных интересов, заключение
договора обставлено целым рядом предосторожностей [13, с.412].
В современной
литературе практически не отмечается, что необходимость реализации государством
и иными публично-правовыми образованиями публичных интересов прямо не
закрепляется ни в отечественном гражданском, ни в предпринимательском, ни в
конституционном законодательстве. Хотя учеными и высказывается мысль о том, что ограничения
гражданской правосубъектности государства, а так же иных публично-правовых
образований, закрепляются Конституцией России [5, с.152]. А в зарубежном
конституционном праве приоритеты и цели деятельности публично-правовых
образований и представляющих из государственных органов, зачастую выделяются
более четко. Так в соответствии с Конституцией Албании
государство в рамках конституционных правомочий и имеющихся в его распоряжении
средств, а так же во исполнение частных инициатив и обязательств нацелено, в
том числе, на обеспечение работой при соответствующих условиях всего
трудоспособного населения, обеспечение нуждающихся граждан жильем, самый
высокий по возможности уровень здравоохранения, физического и умственного
развития, создание соответствующей экологически здоровой среды для нынешних
и будущих поколений (статья 59 Конституции Албании) [17, с.78].
Таким образом
неосмысленными теоретически и не отраженными законодательно, по нашему мнению,
остаются вопросы реализации публичных интересов в договорных отношениях. Во
многом это объясняется тем, что в последнее время активно идет построение новых
моделей договорных отношений, изначально сконструированных для участия в них
государства и иных публично-правовых образований. Хотя при этом уже обращается
внимание на некоторые важные аспекты этого вопроса, например на формирование
теории административного договора на базе российского права
(А.Демин) [7, с.22], защиту прав государства при заключении соглашений о
разделе продукции (Р.А. Курбанов) [11, с.17]. Широкая дискуссия о реализации
государственных интересов в природоресурсных отношениях развернулась в связи с
принятием Закона о недрах в 1992 г. и Закона о соглашениях
о разделе продукции в 1995 г. [1, с.16; 4, с.4; 8, с.29; 10, с.3; 14, с.10]. Новый
виток научных дискуссий связан с принятием Закона о концессионных соглашениях [15,
с.198] и Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [16, с.256]. Их
реализация на практике ставит требующие доктринального разрешения вопросы о
формах реализации публичных интересов в договорных отношениях в современной
России.
Литература:
1.
Аверкин А. СРП:
развитие правового механизма // Нефть и капитал, 1996, № 11, c.16.
2.
Боголюбов С.А.
Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении
экологических прав граждан // Журнал российского права", N 7, июль 2005 г.
3.
Булыгин Р.
Представление интересов казны Российской Федерации по делам о возмещении вреда
// Российская юстиция, N 11, ноябрь 2001 г.
4.
Гарипов В.,
Амиров И. Механизм государственного управления в СРП в России // Нефть, газ и
право, 1999, № 2, c.4.
5.
Гражданское
право. Часть 1. Учебник / Под ред.. Ю.К. Толстого,
А.П. Сергеева. — М.: Издательство ТЕИС, 1996.
6.
Грось Л.А.Участие
публичных образований в гражданских правоотношениях - правовых и процессуальных
// Журнал Российского права. № 9. 1999.
7.
Демин А. Государственные контракты (Публично-правовой
аспект) // Хозяйство и право, 1997, NN 8,9.
8.
Дунаев В., Гутман
И., Перчик А. Юридические и экономические проблемы реализации нефтегазовых
проектов на условиях СРП // Нефть, газ и право, 1999, №1, c.29.
9.
Карева Ю.В.
Гражданско-правовой статус публичных образований // Юрист, № 5, 2003.
10. Конопляник А. Развитие законодательного и
инвестиционного процесса в России в условиях действия Федерального закона
"О СРП" // Нефть, газ и право, 1998, №1, c.3.
11. Курбанов Р.А. защита прав государства при заключении
соглашений о разделе продукции //
Российская юстиция, N 10, октябрь 2005 г.
12. Мейер Д.И. Русское гражданское право. - Петроград,
Типография "Двигатель", 1914 г.
13. Синайский В.А. Русское гражданское право. Киев, 1914.
14. Стругов А. Ведение переговоров при заключении соглашений
о разделе продукции. Правовые основы // Нефть, газ и право, 1998, № 2, c.10.
15. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О
концессионных соглашениях" // Собрание законодательства Российской
Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126.
16. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства
Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105.
17. Конституции государств Европы. В 3-х т. Т.1. М., 2000.