Современные подходы к системе правового регулирования иностранных
инвестиций в России
И.Ю.Юшкарёв, старший преподаватель
Калининградского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
Одно из консервативных
положений отечественно теории МЧП – это так называемая система правового
регулирования иностранных инвестиций. Суть ее в выделении
международно-правового и национально-правового уровня регулирования иностранных
инвестиций. При рассмотрении международно-правового уровня выделяются формы правового
регулирования путем заключения многосторонних и двусторонних соглашений.
Национально-правовой уровень представляют обычно как сочетание общего
(гражданского и предпринимательского) и специального законодательства (об
иностранных инвестициях). Так Г.Ю.Федосеева пишет, что
правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном,
так и на внутригосударственном уровнях и может осуществляться посредством как
региональной, так и универсальной унификации[1].
И.Н.Лебединец отмечает, что в структуре правового регулирования инвестиционных
отношений можно выделить два уровня: 1) международно-правовой, формирующийся
путем заключения международных договоров и 2) внутригосударственный, основу
которого составляет национальное законодательство принимающего
государства[2].
Такая традиционная
конструкция регулирования иностранных инвестиций практически всеми заимствована
из монографических исследований А.Г.Богатырева и М.М.Богуславского[3].
В 80-90-е гг. XX в. в России было создано по своему уникальное законодательство об иностранных
инвестициях. Оно было представлено как нормативно-правовыми актами СССР и
РСФСР, так и актами, принятыми в суверенной России[4]. Это
было действительно специальное законодательство об иностранных инвестициях, так
как вводило правовые нормы и институты, отличающиеся от общего гражданского и
предпринимательского законодательства. Так, например, были введены новые формы
привлечения иностранных инвестиций в экономику СССР - совместные предприятия и международные
объединения и организации СССР и других стран - членов СЭВ.
Мы исходим из тезиса о
том, что международное частное право, по крайней мере
в российской доктрине, перешагнуло границы коллизионного права. Оно должно
включать в свой состав и материально-правовые нормы, должно и использовать
материально-правовой метод регулирования общественных отношений. Такие
материально правовые нормы, во многом и были сосредоточены в законодательстве
об иностранных инвестициях. Таким образом классическая
схема правового регулирования иностранных инвестиций соответствовала реалиям
складывающихся экономических отношений. Но с развитием отечественного
гражданского законодательства она постепенно все более отрывается от
действительности. На стремительное расширение круга общественных отношений, регулируемых
гражданским правом в тот период времени обращалось внимание многими учеными[5].
Тогда же в юридической науке возникает и вопрос о возможности применения норм
законодательства об иностранных инвестициях в новом правовом поле,
характеризующимся эффективно действующим Гражданским кодексом[6].
В 90-е гг. мы можем
наблюдать постепенное вытеснение специального законодательства об иностранных
инвестициях, содержащего, с точки зрения МЧП, материально-правовые нормы
прямого действия, нормами общего законодательства, не имеющими отношения к
системе международного частного права. С принятием и
вступлением в силу части 1 ГК России сформированы конкретные
организационно-правовые формы юридических лиц в которых могут учреждаться
организации с иностранными инвестициями, в части 2 ГК сформирована система
обязательственного права, в которую должны укладываться и отношения с
иностранными предпринимателями. В 2001 г. создается единая система
государственной регистрации юридических лиц, в рамках которой должны регистрироваться
и коммерческие организации с иностранными инвестициями.
Общая теория права,
исходя из представлений о существующей правовой системе, по нашему мнению, не
признает инвестиционного права ни как отрасли права, ни как отрасли
законодательства. Для подтверждения этого мы постараемся показать, что в
настоящее время в России не существует и не может существовать какой либо
обособленной группы общественных отношений, претендующих на объединение их в
предмет отрасли.
Вернемся к Закону об
иностранных инвестициях 1999 г. Можно ли
признать его нормы материально-правовыми нормами нормативного состава
МЧП. Формально они ими и являются, что подтверждается кругом субъектов, на
которые распространяются нормы Закона, в соответствии с преамбулой и ст.1.
Однако, фактически, не так просто найти реальные группы экономических
отношений, регулируемых Законом. В соответствии с п.1 ст.1 Закон регулирует
отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов
при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.
Закрепленная в Законе система гарантий неоднократно подвергалась справедливой
критике и теоретиков и практиков. Критикуя конструкции гарантий для
иностранного инвестора, воспринятые Законом об иностранных инвестициях,
Н.Доронина пишет, что такой обширный перечень гарантий свидетельствует не о
достоинствах Закона, а о неудачах России в осуществлении правовых реформ[7]. Она справедливо задается вопросом о
том, что разве гарантия правовой защиты должна касаться только иностранных
инвесторов? Разве только иностранным инвесторам должно гарантироваться
предоставление права на земельные участки, здания, сооружения и т.д.? По ее
мнению некоторые гарантии откровенно игнорируют общие цели экономической
реформы – переход к рыночным отношениям и связанной с ним гарантии права
частной собственности, ставят под сомнение принцип национального режима,
предоставляемый российским законодательством иностранным инвесторам.
Нежизнеспособность гарантий, связанная с отсутствием их процессуальных
механизмов подтверждается в работах Т.Н.Нешатаевой[8].
Характерно, что целый ряд
вводимых Законом об иностранных инвестициях определений (иностранный инвестор,
иностранная инвестиция, прямая и портфельная иностранная инвестиция,
инвестиционный проект и приоритетный инвестиционный проект и т.д.) имеют
юридическое значение только для решения вопроса о возможности предоставления
предусмотренных Законом государственных гарантий. Соответственно, в связи с их невостребованностью и нежизнеспособностью сами определения
не имеют смысла.
Итак, современная
российская система права ставит нас перед вопросом, удачно сформулированным
Н.Н.Вознесенской: «Целесообразно ли вообще иметь специальные законы,
регулирующие только иностранные инвестиции, в то время как уже приняты законы,
которые едиными нормами регулируют отдельные правовые формы инвестиций
безотносительно к тому, иностранная или национальная компания является
инвестором?»[9]. Мы приходим к выводу, что российское законодательство
практически не содержит материально правовых норм, регулирующих отношения с
участием иностранного инвестора. Это, естественно, не означает, что оно вообще
не содержит материально-правовых норм, регулирующих статус иностранных лиц.
Такие нормы есть и они содержатся, в первую очередь, в
Федеральном законе от 25 июля 2002 г. О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации[10]. Но
они никаким образом не претендуют на регулирование отношений в сфере
осуществления иностранных инвестиций.
Современные
реалии развития российского права и законодательства свидетельствуют о том, что
отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций объективно
распадаются на частно-правовые, регулируемые
гражданским и предпринимательским правом, публично-правовые, регулируемые
правом административным, налоговым, таможенным и т.д.
Коллизионно-правовые нормы, содержащиеся в ч.3 ГК России
ни в коем случае нельзя рассматривать, как созданные для регулирования
отношений с участием иностранного инвестора. Они являются универсальными
коллизионными нормами и применяются к любым иностранным физическим, юридическим
лицам, публичным образованиям. Таким образом, в российской системе права ни материальные ни коллизионные нормы МЧП в подавляющем
большинстве случаев не регулируют отношения с участием иностранного инвестора и
по поводу осуществления иностранных инвестиций. Если они и применяются к
отношениям с участием иностранного инвестора, то в таких отношениях он
выступает просто как субъект с иным личным законом (иностранной
национальностью).
Можно ли на основе наших
суждений сделать мысль о том, что существующей системой МЧП не регулируются
отношения с участием иностранного инвестора, а в современной доктрине МЧП нет
места проблемам правового регулирования инвестиционных отношений? По нашему
мнению нельзя. В настоящее время все более возрастает роль
международно-правового регулирования инвестиционных отношений. И хотя довольно
значительный массив норм, принимаемый в рамках международного права относится к
системе международного публичного права, а его принципы и нормы ни как нельзя
отнести к основным источникам МЧП, определенная часть унифицированных
материально-правовых норм международных двусторонних и
многосторонних соглашений специально создается для регулирования иностранных
инвестиций. Эти нормы, исходя из положений Конституции России
о ее правовой системе и положений теории МЧП входят в нормативный состав
российского международного частного права, хотя такое мнение поддерживается и
не всеми учеными. Наши выводы косвенно подтверждаются все
возрастающем научным интересом к вопросам международно-правового регулирования
иностранных инвестиций[11]. Об
этом свидетельствуют и попытки рассмотреть международно-правовые формы
регулирования иностранных инвестиций как элементы системы более широкого
порядка – международного экономического права, международного права
предпринимательской деятельности и т.д[12].
Возвращаясь
к критическому анализу разработанной в отечественной юридической науке системе
правового регулирования иностранных инвестиций мы предлагаем рассматривать национально-правовое
регулирование инвестиций в России как осуществляемое общим законодательством.
Те фрагменты специального законодательства (законодательства об иностранных
инвестициях), которые еще остались в нашей системе права не могут претендовать
на регулирование соответствующих экономических отношений. Международное частное
право продолжает занимать свое место и играть свою роль в регулировании
отношений с участием иностранного инвестора и осуществлением иностранных
инвестиций в России. Но его место все более смещается в орбиту применения
унифицированных материально-правовых норм, содержащихся в многосторонних и
двусторонних международных соглашениях, разработки и применения особых
процедурных норм международного характера, устанавливающих механизмы разрешения
споров с участием иностранных инвесторов, страхования инвестиционных рисков и
т.д. Определенной тенденцией является тесное взаимодействие международного
частного и международного публичного права в регулировании инвестиционных
отношений. Его результатом является и появление особых полисистемных
комплексов в теории международного права – международного экономического или
инвестиционного права.
В заключение хочется
сказать, что при построении учебных курсов по международному частному праву,
правовому регулированию инвестиционной деятельности необходимо учитывать все
обозначенные нами тенденции. В частности, в них не стоит уделять внимание
национальному законодательству как источнику правового регулирования
иностранных инвестиций. Достаточно ограничиться при этом указанием на
применение общего гражданского и предпринимательского законодательства. Внимание
необходимо уделить международному сотрудничеству в регулировании инвестиционной
деятельности. При этом можно указать на довольно широкий спектр материальных и
процессуальных (процедурных) отношений, связанных с осуществлением иностранных
инвестиций и регулируемых соответствующими нормами международного частного
права. Это на наш взгляд, необходимо учитывать и при проведении научных
исследований в сфере международного частного права и правового регулирования
иностранных инвестиций. Их направленность так же должна сместиться в сторону
международно-правового массива норм и отношений, регулируемых МЧП.
[1] Федосеева Г.Ю. Международное частное
право: Учебник. М., 2000, с.159.
[2] Международное
честное право. Учебник / Под ред.
Г.К.Дмитриевой. М., 2002, с.279 (авт. главы И.Н.Лебединец).
[3] См.: Богатырев
А.Г. Инвестиционное право. М., 1992, 251 с.; Богуславский
М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996, 462 с.
[4] В 1983 г. был издан Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. "О порядке осуществления
деятельности на территории СССР совместных хозяйственных
организаций СССР и других стран - членов СЭВ". В 1987 г. было издано Постановление СМ СССР
(от 13 января 1987 г.) N 48 "О порядке создания на территории СССР и
деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций
СССР и других стран - членов СЭВ" , Постановление
СМ СССР от 13 января 1987 г. N 49 "О порядке создания на территории СССР и
деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм
капиталистических и развивающихся стран" .
[5] См. например: Дозорцев В.А. Проблемы
совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к
рыночной экономике // Государство и право, 1994, № 1, с.26.
[6] См.: Мусин В.А. Гражданский кодекс и
создание предприятий с иностранными инвестициями // Правоведение, № 4-5, 1995.
[7] Доронина Н. Комментарий к закону об
иностранных инвестициях // Право и
экономика, 2000, № 5, с.47.
[8] Нешатаева
Т.Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулирование и
судебная практика //Вестник ВАС, специальное приложение к № 7, 2001, с.40.
[9] Вознесенская Н.Н. К вопросу о
правовом регулировании иностранных инвестиций в России // Государство и право,
2001, № 6, с.81.
[10] Федеральный закон от 25 июля 2002 г.
N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля
2002 г., N 30, ст. 3032.
[11] См. например: Доронина Н.Г.
Многосторонние международные договоры
и российское законодательство об
инвестициях // Журнал российского права, N 11, ноябрь 2002 г.; Д.К.Лабин. Международно-правовое регулирование инвестиционных
отношений // Право и политика, № 1, 2000; Асланов А. Международные соглашения
как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности
// Право:Теория и Практика,
2003, № 9, с.32.
[12] Среди таких работ см.: Шумилов В.М.
Международное экономическое право. М., 2001, 312 с.; Вельяминов Г.М. Основы
международного экономического права. М., 1994, 198 с.; Шапира Ж. Международное
право предпринимательской деятельности. Пер. с франц. Островской Е.П. и Малькова Д.Г. М., 1993, 187 с.