К вопросу о публичных интересах в
договорных отношениях с участием государства
Юшкарёв И.Ю. – кандидат юридических
наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского
юридического института МВД России
Исследованию различных
проявлений государственных, общественных и публичных интересов в частном
(гражданском) праве в последние годы уделяется все больше внимания. Появляются
статьи и монографии, в рамках которых ставятся как общие, так и частные вопросы
реализации публичных интересов в
гражданском праве[1]. Однако сложность и
многоаспектность проблемы приводят не только к наличию многообразия взглядов по
рассматриваемым вопросам, но и оставляют широкое поле для дальнейших
исследований. На наш взгляд, можно с полной уверенностью утверждать, что проблема реализации публичных интересов в
гражданском, а так же предпринимательском праве имеет общегосударственное
значение, а так же философско-правовой характер.
В рамках данной статьи мы
поставим задачу обозначить актуальность и основные направления исследования
реализации публичных интересов в гражданском праве лишь применительно к системе
действующего российского гражданского и предпринимательского законодательства и
складывающейся правоприменительной практики, не претендуя даже на то, чтобы
очертить все аспекты проявления обозначенной проблемы. Для достижения
поставленной задачи мы умышленно не будем обращать внимание на вопросы
соотношения и содержания категорий общественные, государственные и публичные
интересы, рассматривая их как идентичные, а так же не будем касаться общих
философских вопросов интереса и цели в правоотношениях, которые достаточно
представлены в юридической науке[2].
Можно признать, что
некоторым вопросам, связанным с реализацией публичных или государственных интересов
уже уделялось внимание представителями юридической науки. К ним можно отнести
проблемы участия публичных образований в гражданских правоотношениях
(материальных и процессуальных)[3],
гражданско-правового статуа публичных образований[4], соотношения
публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав
граждан[5], представления
интересов казны Российской Федерации[6] и др.
Важнейшими вопросами, на
которые мы считаем необходимым получить ответы, являются вопросы о том, в какой
степени государство и иные публично-правовые образования (субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования) должны преследовать публичные интересы
при участии в гражданско-правовых отношения, каково нормативное закрепление
соответствующих целей деятельности публичных образований, в каких направлениях
возможно и необходимо осуществлять реализацию публичного интереса.
Обозначенные вопросы не
остались незамеченными в гражданско-правовой науке, однако пока не удается
получить на них ответы, претендующие на полноту. Так в литературе справедливо,
на наш взгляд, отмечается, что в отличие от коммерческих организаций, целью
создания и деятельности публично-территориальных образований является
удовлетворение интереса (обычно не имеющего имущественного характера) неопределенного
множества лиц путем участия того же государства, федеральных и муниципальных
образований прежде всего в публичных правоотношениях. Интерес такого
неопределенного множества лиц формируется в рамках публично-правовых отношений,
поскольку он не урегулирован гражданским законодательством, а сама процедура
осуществляется органами власти, действующими, в первую очередь, в
публично-правовой сфере общественных отношений[7]. Хотя
при этом делается весьма неоднозначный вывод о том, что учитывая, что государство
действует в публичном интересе, механизм формирования и выражения его воли в
отношении реализации специальной (ограниченной) гражданской правосубъектности
должен быть не только выстроен с учетом коллективной воли множественности лиц,
но и основываться на конституционных принципах, гарантирующих формальное
равенство всех граждан и целостность государства. В том числе и по этой причине
государствоподобные образования должны быть лишены гражданской
правосубъектности[8].
В литературе практически
не отмечается, что необходимость реализации государством и иными
публично-правовыми образованиями публичных интересов прямо не закрепляется в отечественном
гражданском, ни в предпринимательском, ни в конституционном законодательстве.
Относительно гражданского и предпринимательского законодательства можно
утверждать, что установление принципов и целей участия публично-правовых
образований в гражданских правоотношениях не согласовывалось бы с целями самого
гражданского права, как отрасли частного права, призванного регулировать
имущественные и неимущественные отношения на началах равенства их участников. Закрепление
указанных вопросов в административном законодательстве не соответствует
договорному и частно-правовому характеру рассматриваемых отношений. Логично
было бы предположить, что соответствующие цели и приоритеты должны получить
закрепление в Конституции России, однако и этого мы не наблюдаем. Хотя учеными
и высказывается мысль о том, что ограничения гражданской правосубъектности
государства, а так же иных публично-правовых образований, закрепляются
Конституцией[9].
Используя доктринальное
толкование положений Конституции России можно предположить необходимость
реализации публично-правовыми образованиями государственных интересов при
участии в гражданско-правовых отношениях. Хотя такое предположение будет
касаться, прежде всего распоряжения государственной собственностью, а так же
имуществом, представляющим высокую общественную ценность, в первую очередь,
землей и иными природными ресурсами. В зарубежном конституционном праве
приоритеты и цели деятельности публично-правовых образований и представляющих
из государственных органов, зачастую выделяются более четко. Так в Конституции
Испании прямо устанавливается, что органы государственного управления
беспристрастно служат общим интересам и в своей деятельности руководствуются
принципами эффективности, иерархии, децентрализации и координации, полностью
подчиняясь закону и праву (п.1 ст.103). По конституции Андорры государство
может вмешиваться в организацию экономической, коммерческой, финансовой и
трудовой жизни для обеспечения в рамках рыночной экономики сбалансированного
развития общества, а так же общего благосостояния (ст.32).
Приведенные положения
характеризуют не только принципы участия государства и иных публичных образований в гражданских
правоотношениях, но и роль государства в экономике страны вообще, подразумевая
и вопросы организации и контроля. Однако имеются и примеры более характерные
для частно-правовых отношений. В соответствии с Конституцией Албании государство
в рамках конституционных правомочий и имеющихся в его распоряжении средств, а
так же во исполнение частных инициатив и обязательств нацелено, в том числе, на
обеспечение работой при соответствующих условиях всего трудоспособного
населения, обеспечение нуждающихся граждан жильем, самый высокий по возможности
уровень здравоохранения, физического и умственного развития, создание
соответствующей экологически здоровой среды для нынешних и будущих поколений
(статья 59).
Возвращаясь к
конституционному и гражданскому законодательству России мы констатируем
отсутствие нормативного закрепления в нем подобных приоритетов и принципов.
Этот факт в той или иной степени уже отмечается некоторыми представителями
гражданско-правовой науки. Так, например, Е.Кудряшовой указывается на то, что законодательство,
к сожалению, не содержит единого четкого критерия, которым можно
руководствоваться при решении вопроса о том, когда к сделкам с участием
Российской Федерации и ее субъектам применяются нормы и принципы гражданского
права и когда приоритетным является особый статус публично-правовых субъектов.
Мы, в свою очередь,
готовы признать, что в принцип реализации публичных интересов в
гражданско-правовых отношениях с участием публичных образований, а так же органов государственной власти, закреплен
применительно к системе вещного права. Так например, Правительство России
наделяется полномочиями по управлению федеральной собственностью п/п «г» п.1
ст.114 Конституции России, которые дублируются и в Федеральном конституционном
законе «О правительстве Российской Федерации» (ст.14)[10].
Положения конституционного законодательства конкретизируются в системе
подзаконных актов Правительства России[11].
Стоит отметить, что
вещно-правовые аспекты реализации государственных интересов вещно-правовых отношениях были глубоко
разработаны в советской цивилистике в рамках теории государственной
социалистической собственности А.В.Венедиктовым, С.М.Корнеевым, Д.М.Генкиным и
др[12]. На
эти вопросы обращается внимание и современными учеными[13].
Неизученными, по нашему
мнению, остаются вопросы реализации публичных интересов в договорных
отношениях. Во многом это объясняется тем, что в последнее время активно идет
построение новых моделей договорных отношений, изначально сконструированных для
участия в них государства и иных публично-правовых образований. При этом уже
обращается внимание на некоторые важные аспекты этого вопроса. Особо следует отметить
такие отмечаемые актуальные проблемы, как формирование теории административного
договора в российском варианте (А.Демин)[14],
защита прав государства при заключении соглашений о разделе продукции (Р.А.
Курбанов)[15].
Хотя именно эти вопросы,
на наш взгляд, становятся все более актуальными для теории и практики
гражданского права. Широкая дискуссия о реализации государственных интересов в
природоресурсных отношениях развернулась в связи с принятием Закона о недрах в
1992 г. и Закона о соглашениях о разделе продукции в 1995 г[16].
Следующий виток научных
дискуссий о проблемах реализации публичных интересов в договорах с участием
государства связан с принятием Закона о концессионных соглашениях[17] и
Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд[18].
Принятие этих нормативных правовых актов придает системе договоров,
сконструированных с учетом специфики участия государства и иных
публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях относительную
целостность. Их реализация на практике ставит требующие доктринального
разрешения вопросы о формах реализации публичных интересов в договорных
отношениях в современной России.
[1] См. например: Голубцов В.Г. Сочетание публичных и
частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб.,
2005; Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом
регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001; Кравченко О.Ю.
Публичные и частные интересы в праве: политико-правовое исследование. Дис. ...
канд. юрид. наук. Спец.: 12.00.01. Казань, 2004.
[2] Теория интереса как социального основания права
впервые была разработана Р.Иеренгом и до сих пор считается основополагающей в
сфере юриспруденции (См.: Иеринг Р. Цель в праве. Т.1.СПб., 1881). В дальнейшем
вопросы интереса в праве разрабатываются как в дореволюционной, так и советской
юридической науке (Керимов Д.А. Категория
цели в современном праве //
Правоведение. 1964. №3.
С.33; Экимов А.И.
Интересы и право
в социалистическом обществе. Л., 1984. С.29; Сабикенов С.Н.
Сочетание общественных и
личных интересов в советском праве. Автореф. дисс. ... канд.
юрид. наук. М., 1969; Губин Е.П. Обеспечение интересов в гражданско-правовых
обязательствах: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук 12.00.03. М., 1980).
[3] Грось Л.А.Участие публичных образований в гражданских
правоотношениях - правовых и процессуальных // Журнал Российского права. № 9.
1999;
[4] Карева Ю.В. Гражданско-правовой статус публичных
образований // Юрист, № 5, 2003.
[5] Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и
частноправовых средств
в обеспечении экологических прав
граждан // Журнал российского права", N 7, июль 2005 г.
[6] Булыгин Р. Представление интересов казны Российской
Федерации по делам о возмещении вреда // Российская юстиция, N 11, ноябрь 2001
г.
[7] Костин А.В. Интерес публично-территориальных
образований в гражданском праве // Законодательство, N 3, март 2002 г. С.12.
[8] Костин А.В. Интерес публично-территориальных
образований в гражданском праве // Законодательство, N 4, апрель 2002 г. С.10.
[9] Иванов А.А. Государство и государственные
(муниципальные образования как субъекты
гражданского права / Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред..
Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.:
Издательство ТЕИС, 1996. С. 152-153.
[10] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997
г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712.
[11] Из последних можно указать: Постановление
Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 "Об Инвестиционном фонде
Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от
28 ноября 2005 г. N 48 ст. 5043; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2005
г. N 406 "О закреплении федеральных
автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных
государственных учреждений" // Собрание законодательства Российской
Федерации от 4 июля 2005 г. N 27 ст. 2766 и др.
[12] Венедиктов А.В. Государственная социалистическая
собственность. М., 1948; Корнеев С.М. Право государственной социалистической
собственности в СССР. М., 1964; Генкин Д.М. Право собственности в СССР. М.,
1961.
[13] Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества
в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М.,
2001; Суханов.Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной
собственности и новый Гражданский кодекс. / Гражданский кодекс России.
Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова/ Отв. ред. А.Л.
Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр
финансово-экономического развития, 1998. С. 208; Голубцов В.Г. Сочетание
публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием
государства. СПб., 2005.
[14] Демин А.
Государственные контракты (Публично-правовой аспект) // Хозяйство и
право, 1997, NN 8,9.
[15] Курбанов Р.А. защита прав государства при заключении
соглашений о разделе продукции //
Российская юстиция, N 10, октябрь 2005 г.
[16] См. напр.: Аверкин А. СРП: развитие правового
механизма // Нефть и капитал, 1996, № 11, c.16; Гарипов В., Амиров И. Механизм
государственного управления в СРП в России // Нефть, газ и право, 1999, № 2,
c.4; Дунаев В., Гутман И., Перчик А. Юридические и экономические проблемы
реализации нефтегазовых проектов на условиях СРП // Нефть,
газ и право, 1999, №1, c.29; Конопляник А. Развитие законодательного и
инвестиционного процесса в России в условиях действия Федерального закона
"О СРП" // Нефть, газ и право, 1998, №1, c.3; Стругов А. Ведение
переговоров при заключении соглашений о разделе продукции. Правовые основы //
Нефть, газ и право, 1998, № 2, c.10.
[17] Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О
концессионных соглашениях" // Собрание законодательства Российской
Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126.
[18] Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства
Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105, в
"Парламентской газете" от 9 августа 2005 г. N 138.