К вопросу о публичных интересах в договорных отношениях с участием государства

 

 

Юшкарёв И.Ю. – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского юридического института МВД России

 

 

Исследованию различных проявлений государственных, общественных и публичных интересов в частном (гражданском) праве в последние годы уделяется все больше внимания. Появляются статьи и монографии, в рамках которых ставятся как общие, так и частные вопросы реализации публичных  интересов в гражданском праве[1]. Однако сложность и многоаспектность проблемы приводят не только к наличию многообразия взглядов по рассматриваемым вопросам, но и оставляют широкое поле для дальнейших исследований. На наш взгляд, можно с полной уверенностью утверждать, что  проблема реализации публичных интересов в гражданском, а так же предпринимательском праве имеет общегосударственное значение, а так же философско-правовой характер.

В рамках данной статьи мы поставим задачу обозначить актуальность и основные направления исследования реализации публичных интересов в гражданском праве лишь применительно к системе действующего российского гражданского и предпринимательского законодательства и складывающейся правоприменительной практики, не претендуя даже на то, чтобы очертить все аспекты проявления обозначенной проблемы. Для достижения поставленной задачи мы умышленно не будем обращать внимание на вопросы соотношения и содержания категорий общественные, государственные и публичные интересы, рассматривая их как идентичные, а так же не будем касаться общих философских вопросов интереса и цели в правоотношениях, которые достаточно представлены в юридической науке[2].

Можно признать, что некоторым вопросам, связанным с реализацией публичных или государственных интересов уже уделялось внимание представителями юридической науки. К ним можно отнести проблемы участия публичных образований в гражданских правоотношениях (материальных и процессуальных)[3], гражданско-правового статуа публичных образований[4], соотношения публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан[5], представления интересов казны Российской Федерации[6] и др.

Важнейшими вопросами, на которые мы считаем необходимым получить ответы, являются вопросы о том, в какой степени государство и иные публично-правовые образования (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) должны преследовать публичные интересы при участии в гражданско-правовых отношения, каково нормативное закрепление соответствующих целей деятельности публичных образований, в каких направлениях возможно и необходимо осуществлять реализацию публичного интереса.

Обозначенные вопросы не остались незамеченными в гражданско-правовой науке, однако пока не удается получить на них ответы, претендующие на полноту. Так в литературе справедливо, на наш взгляд, отмечается, что в отличие от коммерческих организаций, целью создания и деятельности публично-территориальных образований является удовлетворение интереса (обычно не имеющего имущественного характера) неопределенного множества лиц путем участия того же государства, федеральных и муниципальных образований прежде всего в публичных правоотношениях. Интерес такого неопределенного множества лиц формируется в рамках публично-правовых отношений, поскольку он не урегулирован гражданским законодательством, а сама процедура осуществляется органами власти, действующими, в первую очередь, в публично-правовой сфере общественных отношений[7]. Хотя при этом делается весьма неоднозначный вывод о том, что учитывая, что государство действует в публичном интересе, механизм формирования и выражения его воли в отношении реализации специальной (ограниченной) гражданской правосубъектности должен быть не только выстроен с учетом коллективной воли множественности лиц, но и основываться на конституционных принципах, гарантирующих формальное равенство всех граждан и целостность государства. В том числе и по этой причине государствоподобные образования должны быть лишены гражданской правосубъектности[8].

В литературе практически не отмечается, что необходимость реализации государством и иными публично-правовыми образованиями публичных интересов прямо не закрепляется в отечественном гражданском, ни в предпринимательском, ни в конституционном законодательстве. Относительно гражданского и предпринимательского законодательства можно утверждать, что установление принципов и целей участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях не согласовывалось бы с целями самого гражданского права, как отрасли частного права, призванного регулировать имущественные и неимущественные отношения на началах равенства их участников. Закрепление указанных вопросов в административном законодательстве не соответствует договорному и частно-правовому характеру рассматриваемых отношений. Логично было бы предположить, что соответствующие цели и приоритеты должны получить закрепление в Конституции России, однако и этого мы не наблюдаем. Хотя учеными и высказывается мысль о том, что ограничения гражданской правосубъектности государства, а так же иных публично-правовых образований, закрепляются Конституцией[9].

Используя доктринальное толкование положений Конституции России можно предположить необходимость реализации публично-правовыми образованиями государственных интересов при участии в гражданско-правовых отношениях. Хотя такое предположение будет касаться, прежде всего распоряжения государственной собственностью, а так же имуществом, представляющим высокую общественную ценность, в первую очередь, землей и иными природными ресурсами. В зарубежном конституционном праве приоритеты и цели деятельности публично-правовых образований и представляющих из государственных органов, зачастую выделяются более четко. Так в Конституции Испании прямо устанавливается, что органы государственного управления беспристрастно служат общим интересам и в своей деятельности руководствуются принципами эффективности, иерархии, децентрализации и координации, полностью подчиняясь закону и праву (п.1 ст.103). По конституции Андорры государство может вмешиваться в организацию экономической, коммерческой, финансовой и трудовой жизни для обеспечения в рамках рыночной экономики сбалансированного развития общества, а так же общего благосостояния (ст.32).

Приведенные положения характеризуют не только принципы участия государства  и иных публичных образований в гражданских правоотношениях, но и роль государства в экономике страны вообще, подразумевая и вопросы организации и контроля. Однако имеются и примеры более характерные для частно-правовых отношений. В соответствии с Конституцией Албании государство в рамках конституционных правомочий и имеющихся в его распоряжении средств, а так же во исполнение частных инициатив и обязательств нацелено, в том числе, на обеспечение работой при соответствующих условиях всего трудоспособного населения, обеспечение нуждающихся граждан жильем, самый высокий по возможности уровень здравоохранения, физического и умственного развития, создание соответствующей экологически здоровой среды для нынешних и будущих поколений (статья 59).

Возвращаясь к конституционному и гражданскому законодательству России мы констатируем отсутствие нормативного закрепления в нем подобных приоритетов и принципов. Этот факт в той или иной степени уже отмечается некоторыми представителями гражданско-правовой науки. Так, например, Е.Кудряшовой указывается на то, что законодательство, к сожалению, не содержит единого четкого критерия, которым можно руководствоваться при решении вопроса о том, когда к сделкам с участием Российской Федерации и ее субъектам применяются нормы и принципы гражданского права и когда приоритетным является особый статус публично-правовых субъектов.

Мы, в свою очередь, готовы признать, что в принцип реализации публичных интересов в гражданско-правовых отношениях с участием публичных образований, а так  же органов государственной власти, закреплен применительно к системе вещного права. Так например, Правительство России наделяется полномочиями по управлению федеральной собственностью п/п «г» п.1 ст.114 Конституции России, которые дублируются и в Федеральном конституционном законе «О правительстве Российской Федерации» (ст.14)[10]. Положения конституционного законодательства конкретизируются в системе подзаконных актов Правительства России[11].

Стоит отметить, что вещно-правовые аспекты реализации государственных интересов  вещно-правовых отношениях были глубоко разработаны в советской цивилистике в рамках теории государственной социалистической собственности А.В.Венедиктовым, С.М.Корнеевым, Д.М.Генкиным и др[12]. На эти вопросы обращается внимание и современными учеными[13].

Неизученными, по нашему мнению, остаются вопросы реализации публичных интересов в договорных отношениях. Во многом это объясняется тем, что в последнее время активно идет построение новых моделей договорных отношений, изначально сконструированных для участия в них государства и иных публично-правовых образований. При этом уже обращается внимание на некоторые важные аспекты этого вопроса. Особо следует отметить такие отмечаемые актуальные проблемы, как формирование теории административного договора в российском варианте (А.Демин)[14], защита прав государства при заключении соглашений о разделе продукции (Р.А. Курбанов)[15].

Хотя именно эти вопросы, на наш взгляд, становятся все более актуальными для теории и практики гражданского права. Широкая дискуссия о реализации государственных интересов в природоресурсных отношениях развернулась в связи с принятием Закона о недрах в 1992 г. и Закона о соглашениях о разделе продукции в 1995 г[16].

Следующий виток научных дискуссий о проблемах реализации публичных интересов в договорах с участием государства связан с принятием Закона о концессионных соглашениях[17] и Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[18]. Принятие этих нормативных правовых актов придает системе договоров, сконструированных с учетом специфики участия государства и иных публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях относительную целостность. Их реализация на практике ставит требующие доктринального разрешения вопросы о формах реализации публичных интересов в договорных отношениях в современной России.



[1] См. например: Голубцов В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб., 2005; Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001; Кравченко О.Ю. Публичные и частные интересы в праве: политико-правовое исследование. Дис. ... канд. юрид. наук. Спец.: 12.00.01. Казань, 2004.

[2] Теория интереса как социального основания права впервые была разработана Р.Иеренгом и до сих пор считается основополагающей в сфере юриспруденции (См.: Иеринг Р. Цель в праве. Т.1.СПб., 1881). В дальнейшем вопросы интереса в праве разрабатываются как в дореволюционной, так и советской юридической науке (Керимов   Д.А.   Категория   цели  в современном праве // Правоведение.   1964.  №3.  С.33;   Экимов  А.И.  Интересы  и  право  в социалистическом обществе. Л., 1984. С.29; Сабикенов   С.Н.   Сочетание   общественных   и   личных   интересов   в советском праве. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1969; Губин Е.П. Обеспечение интересов в гражданско-правовых обязательствах: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук 12.00.03. М., 1980).

[3] Грось Л.А.Участие публичных образований в гражданских правоотношениях - правовых и процессуальных // Журнал Российского права. № 9. 1999;

[4] Карева Ю.В. Гражданско-правовой статус публичных образований // Юрист, № 5, 2003.

[5] Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств

 в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права", N 7, июль 2005 г.

[6] Булыгин Р. Представление интересов казны Российской Федерации по делам о возмещении вреда // Российская юстиция, N 11, ноябрь 2001 г.

[7] Костин А.В. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве // Законодательство, N 3, март 2002 г. С.12.

[8] Костин А.В. Интерес публично-территориальных образований в гражданском праве // Законодательство, N 4, апрель 2002 г. С.10.

[9] Иванов А.А. Государство и государственные (муниципальные образования как субъекты

гражданского права / Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред.. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.:

Издательство ТЕИС, 1996. С. 152-153.

[10] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712.

[11] Из последних можно указать: Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. N 694 "Об Инвестиционном фонде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 48 ст. 5043; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2005 г. N  406 "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июля 2005 г. N 27 ст. 2766 и др.

[12] Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948; Корнеев С.М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М., 1964; Генкин Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961.

[13] Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М., 2001; Суханов.Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс. / Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова/ Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 208; Голубцов В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб., 2005.

[14] Демин А.  Государственные контракты (Публично-правовой аспект) // Хозяйство и право, 1997, NN 8,9.

[15] Курбанов Р.А. защита прав государства при заключении соглашений о разделе продукции  // Российская юстиция, N 10, октябрь 2005 г.

[16] См. напр.: Аверкин А. СРП: развитие правового механизма // Нефть и капитал, 1996, № 11, c.16; Гарипов В., Амиров И. Механизм государственного управления в СРП в России // Нефть, газ и право, 1999, № 2, c.4; Дунаев В., Гутман И., Перчик А. Юридические и экономические проблемы реализации нефтегазовых проектов на условиях СРП // Нефть,

газ и право, 1999, №1, c.29; Конопляник А. Развитие законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях действия Федерального закона "О СРП" // Нефть, газ и право, 1998, №1, c.3; Стругов А. Ведение переговоров при заключении соглашений о разделе продукции. Правовые основы // Нефть, газ и право, 1998, № 2, c.10.

[17] Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126.

[18] Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105, в "Парламентской газете" от 9 августа 2005 г. N 138.

Hosted by uCoz